АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ДИСТАНЦИЙ
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ: ПРЕОДОЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ДИСТАНЦИЙ
Орлова Н.Х.
Соловьевские исследования. 2012. № 3 (35). С. 57-66

В статье рассматриваются судьбы двух выдающихся деятелей советской культуры: Михаила Булгакова и Андрея Тарковского. На их примере исследуются исторические параллели между стратегиями выживания творческой интеллигенции в разные периоды: в годы после революции 20-30-х годов XX века и в период оттепели 60-х.

В эти годы были востребованы новаторство, разнообразие жанров и приемов, а также индивидуальность. Однако официальная идеология жестко ограничивала границы «оригинальности», выстраивая иерархию «Партия – Зритель – Автор».

Оба периода были наполнены ощущением динамики жизни, оптимизмом, новаторством, удивительной талантливостью и верой в свои творческие силы. Культурный запрос в разные эпохи ставил перед художниками разные задачи, но их отношения с идеологическими «зонами» строились по тем же законам иерархии и подцензурности.

Независимые, оригинальные художники, которые отказывались соответствовать мейнстриму, часто попадали в списки неблагонадежных. Фильм «Страсти по Андрею» в некоторой степени повторил судьбу булгаковских пьес, а по отношению к обоим художникам действовали две разнонаправленные силы: с одной стороны, запрос времени выталкивал их на поверхность, нуждался в их творческой смелости и таланте, с другой — увлеченность настоящим мешала замечать, что жизнь советского человека по-прежнему была встроена в идеологические догмы, выход за пределы которых был опасен.

Доминирующей стратегией в меняющейся идеологической ситуации по отношению к яркой индивидуальности, творческой инициативе и новаторству были официальное замалчивание и тихий запрет, что в полной мере проявилось в биографиях М. Булгакова и А. Тарковского.

Сегодня имена Тарковского и Булгакова стали легендой, образцом ответственности и верности призванию. Их посмертное возвращение обосновано императивом справедливости как по отношению к их памяти, так и к судьбе искусства в целом.
Скачать

СПОР ТАРКОВСКОГО С КУБРИКОМ: К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИЯХ КЛАССИКИ И АВАНГАРДА В КИНО И ЖИВОПИСИ

Торопыгина М.Ю. Философия Тарковского Публикация

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НА СОВРЕМЕННОЕ АВТОРСКОЕ КИНО ИНДИИ

Кочеляева Н.А. Публикация

ВЛИЯНИЕ ФИЛЬМОВ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НА ТУРЕЦКОЕ КИНО

Слапке С. Публикация

"СЛОВО-МАНА" И ЛАБИРИНТ (О "НОВЫХ ВОЛНАХ" И ПОЗДНЕСОВЕТСКОМ КИНО)

Рейфман Б.В. Тарковский и мировое кино Публикация
Новости 1 - 4 из 35
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все