ДА, Я ПОВИНЕН В НЕПОМЕРНОМ СЧАСТЬЕ... (М. БУЛГАКОВ И А. ТАРКОВСКИЙ: ПАРАЛЛЕЛИ СУДЕБ)
ДА, Я ПОВИНЕН В НЕПОМЕРНОМ СЧАСТЬЕ... (М. БУЛГАКОВ И А. ТАРКОВСКИЙ: ПАРАЛЛЕЛИ СУДЕБ)
Орлова Н.Х.
Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 86-98.

В данной статье, на примере двух выдающихся художников советской культуры — Михаила Булгакова и Андрея Тарковского, исследуются исторические параллели между стратегиями выживания творческой интеллигенции в послереволюционные 20-е – 30-е годы и в так называемый период оттепели 60-х.

В эти времена были востребованы новаторство, разнообразие жанров и приёмов, а также индивидуальность. Однако официальная идеология строго определяла границы «оригинальности», выстраивая иерархию «Партия — Зритель — Автор».

Общим для обоих периодов было ощущение динамичной жизни, оптимизма, удивительной талантливости и веры в свои творческие силы. Культурный запрос в разные времена ставил перед художниками разные задачи, но их отношения с идеологической «зоной» строились по тем же законам иерархии и подцензурности.

В биографиях Булгакова и Тарковского есть общие моменты: оба попали в списки тех, кто не соответствовал мейнстриму. В этом смысле «Страсти по Андрею» в какой-то степени повторили судьбу булгаковских пьес.

По отношению к обоим художникам действовали две разнонаправленные силы. С одной стороны, запрос времени выталкивал их на поверхность, нуждаясь в их творческой смелости и таланте. С другой стороны, увлечённость настоящим мешала учитывать идеологические границы, выход за пределы которых был опасен.

Было выявлено, что доминирующей стратегией в меняющейся идеологической ситуации по отношению к яркой индивидуальности, творческой инициативе и новаторству были официальная «тишина» и негласный запрет. В обеих биографиях это проявилось в полной мере.

В заключение утверждается, что и к Тарковскому, и к Булгакову сегодня применимы такие определения, как легенда, образец ответственности, верности призванию и парадоксально счастливой творческой судьбы.
Скачать

СПОР ТАРКОВСКОГО С КУБРИКОМ: К ВОПРОСУ ОБ ОТНОШЕНИЯХ КЛАССИКИ И АВАНГАРДА В КИНО И ЖИВОПИСИ

Торопыгина М.Ю. Философия Тарковского Публикация

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НА СОВРЕМЕННОЕ АВТОРСКОЕ КИНО ИНДИИ

Кочеляева Н.А. Публикация

ВЛИЯНИЕ ФИЛЬМОВ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО НА ТУРЕЦКОЕ КИНО

Слапке С. Публикация

"СЛОВО-МАНА" И ЛАБИРИНТ (О "НОВЫХ ВОЛНАХ" И ПОЗДНЕСОВЕТСКОМ КИНО)

Рейфман Б.В. Тарковский и мировое кино Публикация
Новости 1 - 4 из 35
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все