РАМКА И ФАКТУРА: ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ФИЛЬМАХ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО
РАМКА И ФАКТУРА: ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ФИЛЬМАХ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО
Федоткин С.В.
Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 4. С. 458-466.

В данной статье мы исследуем, как Андрей Тарковский организует художественное пространство в своих фильмах. Особое внимание уделяется двум ключевым элементам: рамке, которая служит границей между различными пространствами и типами репрезентации внутри изображения, и фактуре, которая рассматривается в контексте концепции natura naturans, или природы порождающей.

Тарковский часто выстраивает кадр таким образом, что он кажется многомерным. В его мизансценах можно увидеть множество окон, дверей, картин и зеркал, которые создают эффект «кадров внутри кадра». Режиссёр также предпочитает особую фактуру, которую зритель не сразу может идентифицировать. Путем нарушения масштабов он заставляет зрителя задуматься о том, что же на самом деле изображено на экране.

В своих фильмах Тарковский часто снимает предметы и поверхности, которые словно порождают фантастические пейзажи. Камера способна увидеть в обычных вещах нечто необычное, а в конечном итоге — бесконечность. Материя словно создаёт внутри себя новые формы, что напоминает нам о концепции natura naturans. Эти приёмы используются практически во всех фильмах режиссёра.

Цель Тарковского заключалась в том, чтобы перевести живописную проблематику в чисто кинематографическую, превратив пространственные элементы во временные. Это стало основным принципом его визуального стиля.
Скачать

«АНТАРКТИДА, ДАЛЕКАЯ СТРАНА»: ПРОЕКТ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Спутницкая Н.Ю. Казючиц М.Ф. Публикация

ТАРКОВСКИЙ — ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК

Салынский Д.А. Философия Тарковского Публикация

ТАРКОВСКИЙ И "ПОГРАНИЧНОСТЬ" (О ФИЛОСОФСКИХ АСПЕКТАХ "ЗАПЕЧАТЛЕННОГО ВРЕМЕНИ")

Рейфман Б.В. Философия Тарковского Публикация

ДАОСИЗМ В ФИЛЬМЕ "СОЛЯРИС" А. ТАРКОВСКОГО

Ян Ч. «Соля́рис» (1972) Публикация
Новости 1 - 4 из 57
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все