ТЕМА "ПАМЯТИ" В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНИЗМА
ТЕМА "ПАМЯТИ" В КУЛЬТУРЕ МОДЕРНИЗМА
Потапова Н.Д.
Россия XXI. 2012. № 4. С. 58-79.

Данная статья продолжает исследование, посвящённое «памяти», её представлениям и культурной роли в период между двумя войнами и после них. В то время среди нового поколения интеллектуалов была широко распространена феноменологическая программа, и начался так называемый «лингвистический поворот».

Одним из значимых следствий этого интеллектуального движения стала острая критика лингвистической природы памяти. В центре внимания оказались языковые механизмы, которые искажают восприятие текущих событий, превращая «реальность» в культурные шаблоны и клише, подверженные социальному давлению.

Интеллектуальная традиция вернулась к обсуждению социальной природы «памяти» и функции воспоминаний, утраченному со времён античности. Основная идея заключалась в том, что социальный опыт, хранимый в языке, трансформирует индивидуальный опыт, отчуждает и присваивает личные впечатления, подчиняет общим социальным правилам, заставляет видеть воображаемые объекты, которых нет в реальности, и отвлекает от настоящего. Это представление о «памяти» стало очень популярным.

Критика социального соответствия проникла в культуру вместе с антивоенным протестом и движением сопротивления. Новое поколение интеллектуалов поставило перед собой задачу раскрыть «оккупанта памяти» и показать утопический «новый мир» — мир, в котором память утратит свою социальную функцию.
Скачать

«АНТАРКТИДА, ДАЛЕКАЯ СТРАНА»: ПРОЕКТ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

Спутницкая Н.Ю. Казючиц М.Ф. Публикация

ТАРКОВСКИЙ — ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК

Салынский Д.А. Философия Тарковского Публикация

ТАРКОВСКИЙ И "ПОГРАНИЧНОСТЬ" (О ФИЛОСОФСКИХ АСПЕКТАХ "ЗАПЕЧАТЛЕННОГО ВРЕМЕНИ")

Рейфман Б.В. Философия Тарковского Публикация

ДАОСИЗМ В ФИЛЬМЕ "СОЛЯРИС" А. ТАРКОВСКОГО

Ян Ч. «Соля́рис» (1972) Публикация
Новости 1 - 4 из 57
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все